Гостевая книга
Ссылки:

Скорость Интернет-соединения

Дистанционное обучение

Переводчик

Новости

16:15

Доклад  начальника Управления образования местной администрации Терского муниципального района П.Г. Семенова на августовском педагогическом совещании

«Итоги реализации проекта модернизации системы образования Терского муниципального района в 2011-2012 учебном году, направленного на достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»

 

 

Уважаемые коллеги!

        Позвольте приветствовать Вас на нашем традиционном августовском педсовете работников образования.

        Наш диалог предполагает подведение итогов и обсуждение результатов совместной работы, выявление слабых и сильных сторон системы образования и формирование конкретных предложений по решению вопросов, направленных на реализацию конституционного принципа доступности и качества образования.

        В отчетном году в муниципальной системе образования района вся работа велась в соответствии с государственной политикой и социально-экономическими условиями, сложившимися в районе.

        Бесспорно, главная цель образовательной политики района - реализация принципа доступности качественного образования.

Особое внимание уделялось деятельности по всем ключевым направлениям развития общего образования, обозначенным в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в рамках которой велась работа по подготовке к внедрению образовательных стандартов в начальной школе, выстраивалась разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, уделялось внимание развитию учительского потенциала и изменению облика школы, а также решались проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков.    

        На конец 2011-2012 учебного года в районе функционировало 29 учреждений образования, из которых 16 средних общеобразовательных школ, 1 лицей, 2 основные общеобразовательные школы, 2 НШДС, 2 прогимназии и 6 учреждений дополнительного образования. В них обучаются и воспитываются 7866 детей, из которых 5424 школьного и 2442 - дошкольного возраста.

        Все учреждения аккредитованы и прошли соответствующую процедуру лицензирования на образовательную деятельность.

На сегодняшний день 4 учреждения образования имеют лицензию на медицинскую деятельность: это Дейская средняя школа, Прогимназия № 1 г.п. Терек, НШДС № 3 г.п. Терек и НШДС с.п. Верхний Акбаш.

        В отчетном году аттестаты о среднем образовании получили 503 человека. Из них за особые успехи в учении награждены золотыми ученическими медалями - 10, серебряными - 5 выпускников. Все они успешно сдали ЕГЭ и поступили в различные высшие профессиональные учебные заведения Российской Федерации.

        В едином государственном экзамене всего принял участие 501 человек. Из них по русскому языку - 501, математике - 495, биологии - 123, истории - 88, химии - 84, обществознанию - 173, физике - 88, литературе - 8, английскому языку - 10, географии - 3, немецкому языку и информатике - по 1 человеку. Как видно из анализа, самым выбираемым предметом для сдачи ЕГЭ является обществознание, на втором месте - биология. Настораживает то, что информатику выбрал только один человек. С чем это связано? Причин может быть две: многие ВУЗы России исключили этот предмет как одну из дисциплин для поступления, или же наши выпускники не уверены, что в состоянии ее успешно сдать в силу их слабой подготовленности. В любом случае нам надо серьезно это проанализировать и сделать соответствующие выводы.

        Общий анализ результатов ЕГЭ показывает, что средний балл по району выше, чем в прошлые годы по таким предметам, как: русский язык, история, обществознание, химия, информатика, немецкий язык, английский язык, география. По остальным четырем предметам они ниже прошлогодних. Их результаты тоже подлежат серьезному анализу, и я надеюсь, что на предметных секциях, которые прошли несколько дней тому назад, этому вопросу было уделено достаточное внимание.

        На прошлом августовском совещании мы говорили о запуске нового проекта - Комплекса мер по модернизации общего образования. В 2011 году в рамках его реализации район получил около 9 млн. рублей, которые были направлены, прежде всего, на оснащение общеобразовательных учреждений. Хочу доложить, что все обязательства, которые район взял на себя в рамках этого проекта, выполнены. Так, среднемесячная заработная плата учителей выше средней по экономике республики и составляет 15047 руб.; доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, составила около 10 %, а доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтвердивших соответствие занимаемой должности, - более 15,5 % от общей их численности.

        Реализация данного проекта продолжается и в 2012 году. В связи с этим в установленном порядке утвержден Комплекс мер по дальнейшей модернизации системы общего образования в 2012 году, заключено соглашение между Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики и местной администрацией  нашего района. В соответствии с этим соглашением школам будет выделено более 35,5 млн. рублей. Мы в свою очередь должны обеспечить их эффективное использование для максимального достижения стратегических ориентиров Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

        Теперь несколько слов о том, что сделано и что мы должны сделать для достижения целей, обозначенных в президентской инициативе «Наша новая школа».   

        Президентская инициатива «Наша новая школа» родилась не на пустом месте. Во-первых, она подготовлена трехлетним опытом реализации приоритетного национального проекта «Образование», ориентированного, прежде всего, на поддержку лучших учителей и лучших школ России. Кроме того, в ней объединены многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Направление «Переход на новые образовательные стандарты»

        В рамках перехода на Федеральные государственные стандарты нового поколения введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования было осуществлено в первых классах школ с начала прошлого учебного года, а три учреждения (МОУ «СОШ № 3 г.п. Терек», МОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш» и МОУ «Прогимназия № 2 г.п. Терек») участвовали в пилотном испытании нового стандарта с 1 сентября 2010 года.

        В учреждениях образования создана нормативно-правовая база, регламентирующая введение ФГОС начального общего образования, обеспечены кадровые условия его реализации. Внеурочная деятельность в этих учреждениях в рамках реализации ФГОС обеспечивает всестороннее развитее личности.

        Результаты мониторинга в трех пилотных школах по математике и русскому языку говорят о том, что программный материал хорошо усваивается обучающимися: по обоим предметам во всех трех школах показатель успеваемости - 100 %, показатель качества колеблется от 60 % до 84 %.

        На сегодняшний день результатами нашей работы по этому направлению стало наличие: основной образовательной программы начального общего образования, рабочих программ,  контрольно-измерительных материалов нового образца,  инфраструктуры,   соответствующих ФГОС; а также готовность к распространению инновационного опыта школ по внедрению стандарта второго поколения.

        В этом учебном году будет апробирован новый стандарт основного общего образования в 5 классах трех пилотных школ (МОУ Лицей № 1 ГП Терек, МОУ  СОШ СП Инаркой, МОУ СОШ СП Урожайное).

        Наряду с вышеизложенным, есть проблемы в реализации инициативы по данному направлению. Прежде всего, это необходимость разработки новых контрольно-измерительных материалов на основе компетентностного подхода, а также для фиксации и оценивания их внеучебной деятельности. Кроме этого, необходимо доработать штатные расписания образовательных учреждений в соответствии с требованиями к условиям введения ФГОС.

Ввиду отсутствия необходимого финансирования нерешенным остается и такой вопрос, как организация двухразового питания детей, что является обязательным условием при переходе на ФГОС.

Все это в совокупности ставит перед нами задачу по совершенствованию школьной системы оценки качества образования с учетом новых стандартов. Для этого надо:

а) усилить роль внутренней оценки образовательного процесса в ходе учебной деятельности;

б) осуществить сбор банка контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов;

           в) создать нормативно-правовую базу учета внеучебных достижений детей начальной школы;

           г) отработать механизмы введения дистанционного обучения учащихся, а также обучения по индивидуальным образовательным программам в рамках каких-то «пилотных» площадок;

        и, конечно же,

             д) ввести отличные от пятибалльной шкалы формы и способы оценивания учащихся.  

Направление «Развитие системы поддержки талантливых детей»

        Примечательно, что одно из положений «Нашей новой школы» касается выявления и поддержки талантов. В проекте президентской инициативы обозначены два направления, в рамках которых будут поддерживать талантливых ребят: прежде всего это необходимость создания как специальной системы поддержки уже сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Общая среда - это, прежде всего, мы с вами, т.е. это общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, где предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов, конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников.

        Хочу сказать, что этому вопросу мы уделяем особое внимание. Так, в отчетном году разработана и утверждена Программа развития системы образования Терского муниципального района на 2012-2015 годы, одной из подпрограмм которой является «Одаренные дети Терского муниципального района».

        В районе уже 17 лет проходит конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся на соискание премии главы администрации района.

        В этом году на первом этапе всероссийской олимпиады школьников по девятнадцати предметам федерального компонента и двум предметам регионального приняли участие 7438 обучающихся 5-11 классов, что составляет 53 % от их общего количества.

        Участниками второго муниципального этапа стали 2226 школьников.

        В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, где район занял второе общекомандное место, принял участие 201 победитель и призер муниципального этапа, из них 59 человек стали победителями и призерами.

        Вместе с тем, невольно возникает вопрос: почему самые лучшие ученики на олимпиадах районного и республиканского уровня не совсем конкурентны на заключительном этапе - российском? Очевидно, что есть ряд управленческих и методических проблем, связанных с повышением качества работы с одаренными детьми. Они требуют тщательного анализа, а где-то, возможно, и организационных выводов.  

        Анализ результатов олимпиад и конкурсов говорит о том, что, несмотря на определенные успехи относительно других районов, в нашей деятельности имеются определенные недоработки. В ряде образовательных учреждений, это МОУ «СОШ с.п. Нижний Курп», МОУ «СОШ с.п. Верхний Курп», МОУ «СОШ с.п. Хамидие», МОУ «СОШ с.п. Арик», МОУ «СОШ № 2 с.п. Плановское», все еще недостаточно сформирована система выявления и поддержки талантливых детей, отсутствует контроль за индивидуализацией и дифференциацией учебного процесса, личностно ориентированным обучением.

        Из 59 победителей на республиканской олимпиаде 55, т.е. 93 %, приходится на городские школы, что свидетельствует о разнице между уровнями знаний детей городских и сельских школ.

        Хочу обратиться со словами благодарности к руководителям и учителям МОУ «СОШ № 3 г.п. Терек» - директор Кодзокова Рита Тембулатовна, МОУ «СОШ № 2 г.п. Терек» - директор Дадов Аслан Абузерович, МОУ «Лицей № 1 г.п. Терек» - директор Вариева Марина Тимофеевна, за ту большую работу, которую они проводят вместе со своими коллективами по данному направлению. Вместе с тем, об этом я говорил и на прошлой августовской конференции, руководителям сельских школ необходимо подтянуться. Сегодня нет большой, а может быть, и никакой разницы между уровнем оснащенности сельских и городских школ (об этом свидетельствуют и результаты систематически проводимого мониторинга). Проблема заключается в другом - в уровне профессионализма и компетентности учителей.

        К сожалению, хочу констатировать тот факт (об этом говорят и итоги проверки района Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики), что у нас есть такие учителя, которые не могут на высокопрофессиональном уровне помочь ученику, так как они порой сами испытывают определенные затруднения и в знании фактического материала, и методике преподавания своего предмета. Из этого следует, что повышение профессионального уровня учителя - первое условие эффективного сопровождения инновационных процессов в школе.

        Не могу не остановиться в данном контексте еще на одном вопросе: состоянии предпрофильного и профильного обучения. 

        Предпрофильная подготовка и профильное обучение в 2011-2012 учебном году осуществлялась в четырех школах района: МОУ «Лицей № 1 ГП Терек», МОУ «СОШ № 2 ГП Терек», МОУ «СОШ № 3 ГП Терек» и МОУ «СОШ СП Красноармейское». В профильных классах изучались предметы на базовом уровне и не менее двух предметов на профильном, проводились элективные курсы.

Сегодня профильным обучением в районе охвачено 259 школьников, что составляет 28 % от общего количества учащихся 10-11 классов. Успеваемость в профильных классах школ равна 100 %, качество - 55-65 %. Обучающиеся этих классов, как правило, становятся победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников на всех этапах ее проведения. Так, из 371 победителя и призера районного этапа они составили 106 человек, или 29 %, а из 59 победителей и призеров республиканского этапа - 38, или 64 %.

        Из шести лауреатов конкурса научно-исследовательских и творческих работ на соискание премии главы администрации района 4 обучались в профильных классах.

        По предварительным данным из 107 выпускников профильных классов 77 поступили в ВУЗы в соответствии с профилем обучения.

        Дорогие друзья! Сказанное мною отнюдь не означает, что в организации профильного обучения все благополучно. Есть еще много нерешенных задач и проблем. Прежде всего, это касается абсолютного большинства сельских школ, где низкая наполняемость классов не позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед профильной школой. На сегодня профильное обучение организовано только в двух сельских общеобразовательных учреждениях. В связи с этим стоит продумать возможность введения профильного обучения и в других сельских школах, где имеются параллельные классы на старшей ступени.

Направление «Совершенствование учительского корпуса»

В отчетном году учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях района осуществлял 951 педагогический работник, из которых высшее образование имеют 550, а среднее  специальное - 386 человек.

Средняя доля педагогических работников, прошедших аттестацию в 2011-2012 учебном году на присвоение квалификационной категории, - 17 % (82 человека), что дает нам право оценивать ситуацию как стабильную. Кроме того, на соответствие занимаемой должности аттестацию прошли 159 педагогических работников.

Особая роль в образовательной инициативе отводится педагогическому образованию и повышению квалификации учителей.

Курсы повышения квалификации прошли 459 педагогических работников: из них предметные курсы - 101 человек, курсы ИКТ - 343 и 8 - тьюторские курсы.

В связи с введением новых квалификационных характеристик необходимо всем руководящим работникам образовательных учреждений пройти профессиональную переподготовку  по специальности «Менеджмент в образовании».

Совершенствование системы оплаты труда - один из важнейших механизмов развития учительского потенциала.

Новая система оплаты труда педагогов, реализуемая в школах республики и района, достаточно эффективна. Она позволяет проводить рейтинговую оценку качества педагогической деятельности учителя, воспитательной работы классного руководителя, по результатам которой и происходит материальное и моральное стимулирование.

Радует возросшая в последние годы активность участия наших педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагогов, но и является мощным стимулом для их профессионального роста.

Не стал исключением и прошлый учебный год. Победителями приоритетного национального проекта «Образование» стали: Балкарова Светлана Николаевна, учитель химии МОУ СОШ № 2 ГП Терек, Тажева Ирина Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ № 2 ГП Терек, Хамбазарова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей № 1 ГП Терек, Габуния Валентина Никитична, учитель начальных классов МОУ ООШ № 4 ГП Терек.

В качестве проблем хотелось бы остановиться на следующих моментах:

- Низкий уровень притока и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях. Опыт показывает, что наиболее действенными средствами в работе с ними являются материальное стимулирование и определение гарантии их карьерного роста.

- Несмотря на то, что учреждения образования района в основном были укомплектованы кадрами, этот вопрос решался во многих случаях за счет привлечения педагогов к работе по совместительству, что не всегда является эффективным. Так, количество учителей, имевших внутреннее совместительство, составляло 88 человек, внешнее совместительство - 28.    

Учитывая вышеизложенное, основными задачами реализации направления инициативы «Совершенствование учительского корпуса» на предстоящий период являются:

- разработка и реализация механизмов привлечения перспективных выпускников ВУЗов для работы в школы;

- совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывного профессионального роста педагогов;

- развитие системы работы с кадровым резервом руководящих работников образовательных учреждений района;

- снижение доли педагогов, совмещающих преподавание нескольких предметов без соответствующей переподготовки.

 

Направление «Изменение школьной инфраструктуры»

Слова Дмитрия Анатольевича Медведева «Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле», по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными кабинетами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня - безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.

В целом в районе созданы необходимые условия для оказания качественных услуг населению в сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. Для 86,5 % школьников созданы современные условия обучения. Все школы подключены к сети Интернет. За исключением МОУ «СОШ с.п. Красноармейское», все общеобразовательные учреждения района занимаются в одну смену.

В целях развития муниципальной образовательной сети проведен ряд мероприятий: филиал средней школы № 2 г.п. Терек выделен в самостоятельное юридическое лицо, бывший санаторий - профилакторий «Алмаз» передан Лицею № 1 ГП Терек для организации на его базе оздоровления и лечения детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

В рамках реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования три образовательных учреждения нашего района стали экспериментальными площадками: это Лицей № 1 ГП Терек - «Эффективное использование современных образовательных и воспитательных технологий в образовательном процессе», средняя школа № 2 ГП Терек - «Здоровьесберегающие технологии - вариативное решение образовательных задач дошкольного отделения», Прогимназия № 1 г.п. Терек - «Организация предшкольной подготовки в условиях прогимназии». Всего указанным учреждениям выделено около 4 млн. рублей для оснащения их учебно - наглядным оборудованием.

С 2010 года район участвует в реализации нового направления приоритетного национального проекта «Образование» - «Дистанционное обучение детей-инвалидов», которое предполагает обучение в дистантном режиме детей, не имеющих возможности посещать школу по состоянию здоровья.

Одним из ключевых направлений нашей работы стало обеспечение безопасности зданий. Все общеобразовательные учреждения района оснащены автоматической пожарной сигнализацией и оборудованы первичными средствами пожаротушения. В городских школах установлена кнопка тревожной сигнализации. Вместе с тем, нерешенными остаются такие вопросы, как установка систем видеонаблюдения, осуществление круглосуточной охраны и обработка чердачных помещений огнезащитным составом.

Это все позволяет обозначить по данному направлению на предстоящий год такие задачи, как:

- дальнейшее улучшение материально-технической базы школ;

- развитие интернет-сетей и улучшение условий доступа к широкополосному Интернет в школах, обеспечение необходимым оборудованием детей-инвалидов, которым показано дистанционное обучение.

Направление «Сохранение и укрепление здоровья школьников»

        Забота о здоровье школьников становится одним из важнейших приоритетов «Нашей новой школы». Причем работу по этому пункту президентской инициативы планируется вести по нескольким направлениям. Наряду с традиционной - борьбой за снижение количества часов - предлагается повысить заинтересованность ребят в учебе, расширить проектную деятельность на уроках, широко использовать в школьной практике здоровьесберегающие технологии, а также увеличить количество социальных практик, что должно сделать обучение более увлекательным, а следовательно, положительно влияющим на здоровье школьника. Кроме того, в новой школе к каждому ученику должен быть индивидуальный подход, чем, впрочем, уже давно могут гордиться отдельные инновационные школы. В рамках этого подхода планируется диспансеризация всех школьников, наличие карты здоровья у каждого ребенка, создание стимулов для здорового образа жизни и жесткий индивидуальный контроль за здоровьем каждого. В связи с этим мы должны в полной мере осознать ответственность за здоровье детей и подростков как универсальную ценность, как важнейшее исходное условие их жизненной успешности.

Нами разработаны и реализуются конкретные мероприятия, направленные на достижение целей «Нашей новой школы».

В общеобразовательных учреждениях с прошлого года введен третий час физической культуры.

Мощным импульсом к укреплению здоровья школьников стало развитие конкурсного движения, включая всероссийские спортивные соревнования «Президентские состязания».

В районе сложилась определенная практика по организации отдыха и оздоровления детей. Так, в этом году в 3 школах работали пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей с общим охватом 106, а в детском оздоровительном лагере «Алмаз» на летних каникулах побывало 300 детей.

Проведен ряд соревнований, конкурсов, акций, направленных на сохранение и укрепление здоровья (спартакиада школьников, недели здоровья, акции против табакокурения, наркомании, профилактический марафон «Рыцари закона», интеллектуально-правовая игра «Молодежь и закон»).

Введение в учебный план школ третьего часа физической культуры, безусловно, предполагает необходимость расширения требований к качеству спортивных объектов, рост внимания к приведению спортивных залов в соответствие современным требованиям. Сегодня во всех школах, за исключением Хамидиевской, спортивные залы соответствуют таким требованиям.

За последние годы, прежде всего, благодаря главе администрации района Панагову М.А., развитие учреждений дополнительного образования получило новый импульс. Это позволило увеличить охват детей, занимающихся физкультурой и спортом.

Так, в настоящее время в районе функционирует 6 учреждений дополнительного образования детей, которые имеют свои филиалы практически в каждом поселении. Из них 4 являются полноценными спортивными школами.

Важным в сохранении здоровья детей, безусловно, является организация полноценного и сбалансированного питания. Бесплатным горячим питанием обеспечиваются все учащиеся начальной ступени, а также дети из малообеспеченных семей. Мониторинг, проводимый по данному вопросу, показывает, что в школах есть нереализованные резервы увеличения охвата детей горячим питанием. Так, в новом году учреждения образования должны более решительно идти на расширение школьной сети буфетов для организации питания школьников второй и третей ступеней. Во многих школах есть для этого необходимые условия.

В заключение данного блока вопросов хочу остановиться на некоторых проблемах и задачах, стоящих перед нами. Это:

- нехватка кадров, имеющих специальное педагогическое образование для работы в учреждениях дополнительного образования, прежде всего, это касается спортивных школ;

- недостаточное развитие материально-технической базы медицинских кабинетов школ, хотя за последний год в этом направлении сделано немало;

- увеличение доли обучающихся, которым обеспечивается качественное горячее питание;

- необходимость разработки и внедрения в практику технологий дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре с учетом состояния физического развития.

Какие бы воспитательные мероприятия ни были организованы в школе, урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Поэтому выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и его построение  на здоровьесберегающей основе являются важнейшими условиями преодоления здоровьезатратного характера школьного образования - и это и есть наша с вами основная задача в этом вопросе.

Направление «Развитие самостоятельности школ»

Здесь я буду краток. Понятно, что в рамках реализации данного направления необходимо серьезное обновление качества управления в системе образования, основанное на интегрированном подходе к решению данной задачи.

Первый шаг, который мы должны сделать, это серьезно и грамотно, максимально взвешенно подойти к реализации 83 - го Федерального Закона, суть которого состоит в том, что в российское правовое поле вводятся новые типы учреждений, а правовое положение существующих изменяется.

Независимо от типа образовательного учреждения, выбранного нами, мы должны поставить перед собой такие основные задачи, как:

- обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и внедрение новых финансово - экономических механизмов в них;

- активизация работы управляющих советов во всех учреждениях образования.

Дорогие друзья!

Вопросы, связанные с дошкольным образованием, сегодня в обществе серьезно актуализированы.

В районе в 2011-2012 учебном году функционировало 98 дошкольных групп. На каждые 100 мест приходилось 119 детей, что вынуждало нас идти порой на определенные нарушения требований СанПиН в части наполняемости дошкольных групп. Сегодня охват детей дошкольным образованием составляет 86,6 %. А потому в качестве приоритетного направления нашей работы мы рассматриваем увеличение охвата детей услугами дошкольного образования. Реализуется комплекс мер по данному вопросу. Так, в этом году, как уже было сказано, планируется открытие дошкольных групп на базе бывшего санатория-профилактория «Алмаз». В прогимназиях № 1, № 2 и НШДС № 3 г.п. Терек открываются новые группы. В ООШ № 4 г.п. Терек, где до сих пор функционировала одна разновозрастная группа, планируется открытие еще двух групп. Эти и другие меры, предпринимаемые руководством района, должны способствовать минимизации проблем в дошкольном образовании.

В качестве вопроса, решение которого не связано с финансами, хотел бы выделить кадровый. К сожалению, удельный вес высококвалифицированных работников в этих учреждениях все еще невысок, в то время, как сегодня в соответствии с новыми требованиями Минобрнауки Российской Федерации, нужны педагоги, способные строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ. В связи с этим район инициировал вхождение в проект «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в качестве стажировочных площадок двух наших учреждений (МОУ «СОШ № 2 г.п. Терек», МОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек»).

Хочу обозначить задачи, которые мы должны решить в следующем году:

- необходимость улучшения качества питания дошкольников за счет увеличения норматива питания из разных источников: бюджетных и внебюджетных;

- повышение качества дошкольного образования через обеспечение роста профессионального мастерства педагогов и совершенствование материально-технической базы учреждений образования.

Работа отдела опеки и попечительства была направлена на:

- выявление граждан, нуждающихся в установлении опеки или попечительства, защиту их прав и интересов;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей;

- контроль за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.

На 1 августа 2012 года на учете отдела по вопросам опеки и попечительства состояли 22 семьи, в которых воспитываются 64 несовершеннолетних детей. Все они нуждаются в помощи и защите государства.

Несмотря на систематическую профилактическую работу, проводимую с родителями семей «группы риска», в прошлом году 4 родителя были лишены родительских прав в отношении 6 детей.  Лишь 3 семьи были сняты с учета, в то время как 10 поставлены на учет. 11 детей изъяты из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью, и только 5 из них были возвращены в семью. Количество родителей, восстановленных в своих правах, составляет всего 1 человек.

По состоянию на сегодняшний день в замещающих семьях воспитываются 66 детей, из которых 6 находятся на возмездной опеке и 60-на безвозмездной.

Анализ посещения семей показывает, что деятельность опекунов в основном направлена на удовлетворение жизненных потребностей ребенка. Это обеспечение одеждой, обувью, полноценным питанием.

Вместе с тем, достаточно часто вскрываются проблемы внутрисемейных отношений и, как следствие этого, отклонения в поведении детей. Основной причиной этого является отсутствие взаимопонимания между опекуном и ребенком, вызванное недостатком педагогических и психологических знаний опекунов. В связи с этим специалистам органа опеки и попечительства необходимо более ответственно подойти к организации подбора и подготовки кандидатов в опекуны, ибо это является важным условием воспитания детей в замещающих семьях. 

Нами ведется определенная работа по защите жилищных прав опекаемых детей. На регистрационном учете на льготное получение жилья состояли 73 человека, шестеро из которых уже получили жилье в прошлом году.

Важнейшим направлением, формирующим и развивающим личность ребенка, является система дополнительного образования детей.

В настоящее время на базе общеобразовательных школ, 6 учреждений дополнительного образования детей функционируют различные кружки, творческие объединения, секции и  клубы по интересам с общим охватом более 4 тыс. детей и подростков.

Эффективность образовательной деятельности, проводимой педагогическими коллективами системы дополнительного образования, подтверждается ежегодными успехами воспитанников на различных республиканских и всероссийских смотрах, конкурсах, научно - практических конференциях и спортивных соревнованиях. За прошедший учебный год они получили более 400 наград различного уровня, а спортивными школами подготовлено 13 КМС, 20-1 разрядников и более 600 юных спортсменов массового разряда.

Несмотря на имеющиеся успехи, хотел бы остановиться на некоторых вопросах, над решением которых нам предстоит работать в будущем году. Это, прежде всего, низкий охват дополнительным образованием детей старшего звена, что обусловлено недостаточным количеством реализуемых программ, ориентированных на интересы старшеклассников. Требует  также совершенствования система оценки качества дополнительного образования детей и расширение спектра  предоставляемых услуг.

Отдельно хотелось бы остановиться на воспитательной работе, проводимой в школах  района.

Педагогическими коллективами образовательных учреждений реализуются  целевые воспитательные программы и концепции, в рамках которых проводятся различные воспитательные мероприятия. Через детские общественные объединения и органы ученического самоуправления реализуются творческие дела  и социально - значимые проекты.

          Однако хочу отметить, что по-прежнему насущными проблемами остаются снижение уровня нравственности и несформированность активной гражданской позиции среди учащихся, а также  слабое взаимодействие педагогических коллективов с различными социальными институтами в вопросах  воспитания и  социализации детей.

Для их решения необходимо преодолеть формальный подход к организации воспитательной работы, совершенствовать методическое мастерство педагогов, активно внедрять современные воспитательные технологии.

Надеюсь, что введение с сентября этого года в 4-х классах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» также будет способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонациональной России. 

Важным направлением деятельности Управления образования является поддержка инициативной молодежи. В рамках реализации муниципальной целевой программы «Молодежь Терского района на 2009-2012 годы» были организованы и проведены мероприятия, направленные на развитие гражданско-патриотического сознания подростков и молодежи, социальной, интеллектуальной, творческой активности и формированию здорового образа жизни. Всего в прошедшем году различными программными мероприятиями было охвачено более 2,5 тыс. молодых людей.

         Вместе с тем в работе с молодежью имеются недостатки и неиспользованные резервы. Необходимо активно привлекать творческий потенциал молодежи для разработки и реализации социально значимых проектов, активизировать работу по развитию общественного молодежного движения, привлекать больше молодежи к участию в общественно-политической жизни  района.

В данном направлении мы возлагаем большие надежды на многофункциональный молодежный центр, который в ближайшее время будет открыт в г. Терек.

Уважаемые коллеги!

Успешное решение поставленных перед всеми нами задач невозможно без согласованных действий каждого звена системы образования, личного вклада каждого из нас. Поэтому искренне надеюсь и верю, что в наступающем новом учебном году мы с вами продолжим целенаправленную совместную работу по дальнейшему развитию системы образования нашего родного района.

Позвольте поздравить вас, а в вашем лице всех тех, кто имеет маломальское отношение к школе и детям, с наступающим новым академическим годом, пожелать здоровья, благополучия и, естественно, больших творческих успехов!

Спасибо!

© 2005, 2008, 2012  Управление образования местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской республики

Web-мастер uoterek@yandex.ru


Создать бесплатный сайт с uCoz